«Распятие Господне /крест выносной/»

  • Фотография №1
  • Фотография №2
  • Фотография №3
  • Фотография №4
  • Фотография №5
  • Фотография №6
  • Фотография №7
  • Фотография №8
  • Фотография №9
  • Фотография №10
  • Фотография №11
  • Фотография №12
«Распятие Господне /крест выносной/» «Распятие Господне /крест выносной/» «Распятие Господне /крест выносной/» «Распятие Господне /крест выносной/» «Распятие Господне /крест выносной/» «Распятие Господне /крест выносной/» «Распятие Господне /крест выносной/» «Распятие Господне /крест выносной/» «Распятие Господне /крест выносной/» «Распятие Господне /крест выносной/» «Распятие Господне /крест выносной/» «Распятие Господне /крест выносной/»
Русская эмаль
Продавец
Русская эмаль
+7 (495) 105-96-16 доб. 70910

Цена
2 000 000 руб.
Заказать

Россия, конец XVIII в.
Дерево; левкас, темпера, золочение.
Лицевая сторона: крест восьмиконечный, состоит из вертикального бруса, двух поперечных перекладин и одной наклонной. Тело Христа простерто на восьмиконечном кресте, показанном с передачей фактуры древесины, распрямленные руки и ноги пригвождены четырьмя гвоздями. На центральной горизонтальной перекладине над распростертыми руками Спасителя белилами нанесена надпись «РАСПЯТИЕ ГДНЕ», выше теонимограмма IC XC. На перекладине-таблице над главой Христа написаны буквы «I.Н.Ц.И» (Иисус Назорей Царь Иудейский). На верхнем конце вертикального древка показан Господь Саваоф. Надпись сделана коричневой краской: Г(оспо)ДЬ САVВАwОЪ.
Крест утвержден на горке с большой черной пещерой, на фоне которой виден череп и скрещенные кости (надпись белилами ГА - «глава Адамля»).
Оборотная сторона: на верхней перекладине размещен оплечный «архангельский деисус» - Спас Еммануил с архангелами Михаилом и Гавриилом. На средокрестье изображено Воскресение Христово. На левой части большой горизонтальной перекладины Снятие с креста и Явление креста императору Константину, на правой - Ангел, кадящий установленный Константином крест, и Положение во гроб. На вертикальном древе сверху вниз: св. великомученик Прокопий; Усекновение главы св. Иоанна Предтечи; Сошествие во ад. Св. Иоанна Предтечи.
Иконография: крест является выносным, он употребляется в крестных ходах и других торжественных процессиях. В храмах выносные кресты ставили в алтаре за престолом, откуда они получили второе название - запрестольные.
Датировки и атрибуция: крест исполнен мастером, принадлежащим к официальной церкви, но сохранившим некоторые признаки старообрядчества (двуперстие Господа Саваофа, написание «Предотеч» вместо «Предтеча», использование для Воскресения Христова сюжета Сошествия во ад). Сложный замысел также скорее отвечает менталитету старообрядцев. В основу решения оборотной стороны положен текст из жития великомученика Прокопия (8/21 июля), в редакции Четий Миней свт. Димитрия Ростовского. Святой был воеводой у императора Диоклетиана и участвовал в гонениях на христиан. Однажды ему явился на небе крест, и глас от креста возвестил о Христе. Св. Прокопий призвал золотых дел мастера и, дав ему золота и серебра, велел сделать такой крест, какой был явлен.Когда мастер закончил работу, на кресте внезапно появились изображения трех лиц, написанные невидимою рукою, с надписью: на верхней части - Эммануил, а по сторонам Михаил и Гавриил. Эта тема дополнена изображениями знамения креста императору Константину.
Стилистика живописи показывает, что произведение было исполнено в северном регионе, где низовое барокко задержалось до конца XVIII в. Однако сложность иконографической программы и использование редких сюжетов говорят о работе мастера в развитом городском центре, где сложилась сильная иконописная школа Нового времени. В данном случае таким центром, несомненно, был Великий Устюг. Именно там наличествовало особое почитание великомученика Прокопия в связи с тем, сто ему празднуется в один день с местным святым Прокопие Устюжским. Св. Иоанн Предтеча на атрибутируемом кресте изображен в связи с темой креста и крещения, но ему тезоименит второй почитаемый в Устюге святой - Иоанн Устюжский.
Стилистические и иконографические аналоги подтверждают устюжское происхождение креста.
Атрибутируемое произведение «Распятие Господне/крест выносной/» является оригинальным и интересным памятником великоустюгской иконописи XVIII в. Оно обладает несомненной коллекционной и музейной ценностью, а также представляет научный интерес.

Размер 144х103 см.

Сохранность: хорошая. Точечные тонированные и нетонированные утраты красочного слоя. Естественный кракелюр.

Экспертное заключение: доктора искусствоведения, лауреата Государственной премии РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств, главного научного сотрудника отдела древнерусского и церковного искуссва НИИ Российской академии художеств И.Л. Бусевой-Давыдовой.

Читать полностью
Год
1780 н.э - 1800 н.э
Специализации
Иконы

Другие предметы маркета

Икона «Преображение Господне»

Икона «Преображение Господне»

Россия, начало XVIII в. Дерево, левкас, темпера, золочение, серебрение. Размер: 118,5 х 89 х 4 см. Оборотная сторона: щит иконы состоит из двух(?) досок, скрепленных врезными сквозными шпонками со стесанными концами. На верхнем торце - реставрационная скоба. Лицевая сторона: доска с неглубоким ковчегом. В верхней части, в центре, в красной…

Цена
Продан
Икона «Распятие Господне/ крест выносной/»

Икона «Распятие Господне/ крест выносной/»

Россия, первая треть XIX века. Дерево; левкас, темпера, золочение. Лицевая сторона: крест восьмиконечный, состоит из вертикального бруса, двух поперечных перекладин и одной наклонной. Тело Христа простерто на восьмиконечном кресте. На центральной горизонтальной перекладине над распростертыми руками Спасителя нанесены надписи…

Цена
935 000 руб
Иоанн Лествичник

Иоанн Лествичник

Икона " Иоанн Лествичник". Конец XVII - начало XVIII веков. Ярославль. Размер: 34,5 х 28 см, толщина 3,2 см. Дерево, ковчег, левкас,темпера. Без реставрации. Преподобный Иоанн Лествичник почитается как великий подвижник и автор духовного творения,называемого «Лествицей», поэтому преподобный и получил прозвище Лествичника. Иконография…

Цена
18 500 $