«Блеск и нищета: проституция в картинах известных художников, 1850-1910». Новая выставка в музее Орсе

Опубликовала
Елизавета Боровикова, Антикварус
Список специализаций
Выставка
Живопись
Скульптура
Переключить стиль просмотра
Переключиться в «светлый» режим просмотра

Мы слишком часто представляем себе импрессионизм и другие направления французского искусства рубежа XIX и ХХ веков как набор из приятных глазу изображений подсолнухов, детей и миловидных женщин, которые хороши в виде открыток и магнитов на холодильник. Но живопись того времени вовсе не так безобидна. В конце XIX века Париж стал центром социальных изменений, и искусство этого времени отражает не только внешнюю сторону жизни. Оно изображало новый мир во всех его проявлениях и не отворачивалось ни от чего, даже от борделей площади Пигаль.

22 сентября в Музее Орсе в Париже откроется выставка «Блеск и нищета: проституция в картинах известных художников, 1850-1910». Это первая выставка, посвященная ключевой теме французского искусства нового времени, которая зачастую остается в тени. Проституция была популярной темой парижских живописцев и послужила сюжетом для двух революционных полотен: «Олимпии» Эдуарда Мане и «Авиньонских девиц» Пабло Пикассо. Для этих художников торговля телом была свидетельством современности.

Сегодня публичные женщины — один из самых презираемых классов в обществе, о которых если и говорят, то только с отвращением. Но в Париже конца XIX века проституция была важной частью повседневной жизни. Со времени правления Наполеона III и до середины XX века она строго регулировалась законом: женщины работали только в борделях, регистрировались в полиции и платили налоги.

Инспекторы «полиции нравов» обходились с ними не лучшим образом, и газеты часто сообщали о женщинах, которые предпочли самоубийство посещению полицейского участка. Каждый месяц публичные девушки должны были проходить обязательное медицинское обследование. Картина Анри де Тулуз-Лотрека «Улица Мулен» показывает, что для многих женщин медосмотр был более унизителен, чем торговля собственным телом.

Чуть выше по социальной лестнице находились куртизанки, которые предлагали не только секс, но и интеллектуальный досуг, общественный статус. Многие из этих девушек становились знаменитостями. К примеру, Аполлони Сабатье превратила свой особняк в салон, где часто бывали Эжен Делакруа, Гюстав Флобер и Шарль Бодлер. На выставке в Орсе она предстает в виде «Женщины, укушенной змеей» в мраморной скульптуре Огюста Клезенже.

В то время как куртизанки купались в шампанском и драгоценностях, публичные женщины, в основном приезжие из французской глубинки страдали от нищеты и незащищенности. В отличие от Тулуз-Лотрека, большинство художников изображали их счастливыми и довольными своей судьбой.

Это была фантазия, которую удалось разрушить только в ХХ веке, когда художники смогли говорить о проституции не как о личном выборе женщин, а как об экономической необходимости, части системы, в которой женщина не может быть свободной.

Источник: BBC Culture