Василий Бычков о законопроекте об обороте культурных ценностей: «Неприемлема сама концепция тотального контроля»

Опубликовала
Валерия Горькова, Антикварус
Список специализаций
Интервью
Переключить стиль просмотра
Переключиться в «светлый» режим просмотра

Главные игроки российского арт-рынка собрались 4 февраля 2016 года в пресс-центре ТАСС, чтобы опередить внесение в Госдуму законопроекта об обороте культурных ценностей. Собравшиеся по приглашению Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров коллекционеры, эксперты, директора музеев, антикварных галерей и аукционных домов раскритиковали проект закона. «Антикварус» публикует официальную позицию Международной конфедерации антикваров и арт–дилеров.

Международная конфедерация антикваров и арт–дилеров, официальная позиция по поводу законопроекта "Об обороте культурных ценностей в Российской Федерации":

Профессиональные сообщества антикваров и экспертов в области предметов искусства, музейные работники, коллекционеры, граждане – собиратели искусства крайне обеспокоены в связи с тем, что в Государственную думу РФ поступил на рассмотрение проект закона "Об обороте культурных ценностей в Российской Федерации".

Специалисты художественного рынка считают невозможным его одобрение и введение, поскольку это приведет к многочисленным нарушениям действующего законодательства, в том числе конституционных прав граждан (ст. 35 Конституции РФ), к разрушению сложившихся, понятных всем и основанных на законах правил на рынке искусства, уничтожению легального оборота культурных ценностей. По их мнению, предложенная в законопроекте новая схема отношений в сфере сделок с культурными ценностями не отвечает целям, сформулированным в нем, и не содержит новизны, поскольку действующим законодательством РФ уже урегулированы те вопросы, которые ставят перед собой авторы законопроекта.

Эксперты заявляют, что авторы законопроекта пытаются придать ему ложную значимость для государства и общества, на самом деле прикрывая свои реальные намерения контроль и регулирование с целью извлечения дохода путем создания непреодолимых сложностей в обороте культурных ценностей за счет введения в правовую систему следующих жестких ограничений:

- паспортизация культурных ценностей;

- отнесение предмета к культурным ценностям только на основании заключения экспертизы;

- установление для всех сделок с культурными ценностями обязательного соблюдения нотариальной формы;

- запрет на совершение сделок с культурными ценностями при условии, что данная культурная ценность не внесена владельцем предмета искусства в единый реестр культурных ценностей.

В профессиональных сообществах убеждены, что реализация данных планов приведет к следующим крайне негативным последствиям:

- возложение новых и очень существенных денежных расходов в виде платы за нотариальное удостоверение, экспертизу, бланк паспорта как на предпринимателя, так и на физическое лицо, то есть обычного гражданина, пожелавшего для своих личных нужд продать собственную вещь. Для граждан, имеющих невысокие доходы, данные правила сделают недоступной возможность распоряжаться принадлежащим им имуществом, для малого и среднего бизнеса создадут дополнительную финансовую нагрузку;

- сокращение экспозиционной деятельности в области старого искусства, поскольку из–за дороговизны и сложности процедуры оформления документов на экспонат граждане и предприниматели могут утратить интерес к участию в выставках. Последствия негативно отразятся на интересах населения, снижая значение просветительской функции искусства, так как ознакомиться с предметами искусства из частных коллекций сегодня можно только на выставках;

- введение норм об обязательной паспортизации предметов, относящихся к культурным ценностям, внесении данных об этих предметах в реестр как единственное условие совершения сделок с данным имуществом, ограничивает доступ граждан к свободному распоряжению принадлежащими им на праве собственности культурными ценностями и по сути устанавливает государственную регистрацию данных движимых вещей;

- существование единого информационного банка (реестра) с личными данными владельцев культурных ценностей, а в особенности уникальных культурных ценностей, окажется на руку только криминально настроенным гражданам и вполне может привести к посягательствам на здоровье и имущество людей, которые будут числиться в реестре.

Противники инициативы отмечают, что законопроект рассчитан на применение только в городах федерального значения, таких как Москва и Санкт–Петербург. Из законопроекта следует, что в каждом городе страны необходимо создать достаточное количество служб, обязанных выдавать экспертизы и паспорта на культурные ценности, что повлечет увеличение государственных расходов на их организацию и содержание. Непонятно также, каковы в регионах возможности доступа к экспертизе вообще, везде ли есть необходимое количество экспертов.

Специалисты в области искусства считают, что данный законопроект может отвечать только интересам определенной группы людей, которые рассчитывают на личную выгоду от его реализации. Они уверены, что интересам государства и общества данный закон не отвечает, так как сплошные необоснованные ограничения приведут только к одному – вызовут непонимание и недовольство граждан, нанесут удар по рынку искусства, сделают теневым оборот культурных ценностей. На сегодняшний день успешного мирового опыта применения аналогичных законов не существует.

Василий Владимирович Бычков, президент Международной конфедерации антикваров и арт–дилеров:

– Мы считаем, что этот законопроект – возможно, в силу того, что он разрабатывался неспециалистами, – не учитывает всех сложностей и тонкостей, известных профессионалам, которые не позволяют вот так огульно подойти к регламентации деятельности художественного рынка. Кроме того, всех чрезвычайно тревожит сам факт существования реестра, в котором будут отражены сведения о культурных ценностях и их владельцах. Объем киберпреступности составляет от $500 млрд до $1 трлн, и такой реестр может стать находкой для криминального мира. Мы считаем, что законопроект в нынешнем виде категорически неприемлем. Речь не идет о каких-то доработках и поправках – неприемлема сама концепция тотального контроля.

Александр Владимирович Киселев, вице–президент Международной конфедерации антикваров и арт–дилеров по выставочной деятельности, директор галерейного центра "Даев, 33":

– Представители нашего сообщества – это не только коллекционеры, галеристы и владельцы культурных ценностей. Это еще и музеи, которые регулярно планируют и организуют интересные выставки. Например, специальные проекты Российских антикварных салонов пользуются бешеной популярностью – люди приходят целенаправленно на них. Плюс сейчас мы работаем над программой "Большое искусство – малым городам". В октябре была выставка "Художники Тверской земли". По отзывам работников галереи, их посещаемость за время выставки выросла в 3,5 раза – это говорит о том, что у людей есть тяга к качественному искусству. Законопроект же наносит сильнейший удар по психологии коллекционеров, которые готовы на время расстаться со своими вещами, чтобы показать их широкой публике. Этот закон в случае его принятия воздвигнет непреодолимые барьеры на пути организации выставок. Ни один нормальный, здравомыслящий человек не станет регистрироваться в реестре для того, чтобы я попросил у него картину на выставку в другом городе. В этой ситуации свою позицию должно четко высказать не только антикварное сообщество, но и музейное сообщество тоже.