Статуэтка «Вольтер в кресле»

Опубликовала
Валерия Горькова, Антикварус
Список специализаций
Скульптура
Переключить стиль просмотра
Переключиться в «светлый» режим просмотра

В Центре художественной экспертизы им. И.Е. Репина установили подлинность бронзовой статуэтки Вольтера. Теперь её приобретёт один известный государственный музей. Как проходила экспертиза? Читайте рассказ крупнейшего специалиста по художественному литью и стали, к.и.н. Людмилы Дементьевой.

На высоком постаменте беловатого мрамора с профилированным плинтом на прямоугольном основании установлено скульптурное изображение сидящего в кресле пожилого мужчины в длинном одеянии. Руки покоятся на подлокотниках кресла, голова немного развернута вправо. На фронтоне основания надпись: VOLTAIRE. На боковой стороне основания надпись: HOUDON 1778.

Статуэтка выполнена по модели знаменитого французского скульптора, выдающегося мастера психологического портрета Жана-Антуана Гудона (Jean-Antoine Houdon, 20 марта 1741, Версаль — 15 июля 1828, Париж). В творческом наследии Гудона известно несколько скульптурных портретов великого французского философа Вольтера, однако изображение философа, сидящего в кресле, по праву считается лучшим, наиболее выразительным и законченным образом из всех созданных скульптором.

В феврале 1778 года Вольтер возвратился в Париж из своего имения в Ферне, где он прожил около двадцати лет. С апреля 1778 года, уступив настойчивым просьбам своей племянницы и домоправительницы мадам Марии-Луизы Дени, он согласился позировать Гудону для портрета. Известно, что эти сеансы тяготили Вольтера, ему было трудно позировать, оставаясь неподвижным в течение долгого времени. 30 мая 1778 года Вольтер умер, а на следующий день Гудон снял слепки с лица и рук философа. Эти слепки и работа с натуры явились основой для создания скульптором нескольких портретов Вольтера, в том числе статуэтки, изображающей философа, сидящего в кресле.

Вольтер изображен в ниспускающихся мягкими складками одеждах, которые придают созданному образу черты монументального величия. Тонкие, высохшие старческие руки, покоящиеся на подлокотниках кресла, подчеркнуто морщинистое лицо и шея создают выразительный образ старости, которой не подвластна вечно живая душа, живущая в искрящихся, полных проницательности и иронии глазах.

Вероятно, модель статуэтки была выполнена в глине – материале, в котором Гудон обыкновенно создавал свои модели. Известно, что Гудон был виртуозным лепщиком, как правило, он не приступал к работе над портретом, не сделав точных измерений, не изготовив слепков с головы, рук, плеч. Вначале он работал с глиной, а затем делал гипсовую форму, хранившуюся в мастерской. Благодаря этому он мог повторять свои произведения в разных материалах – гипсе, терракоте, бронзе или мраморе.

Скульптор поручил отливку модели в бронзе своему ученику, в будущем парижскому бронзовщику Пьеру-Филиппу Томиру (Pierre-Fhilippe Thomire, 1751- 1843). Пьер-Филипп Томир родился 5 декабря 1751 года в семье потомственного чеканщика Люка-Филиппа Томира. В возрасте четырнадцати лет он был принят в Академию Св. Луки, где проявил незаурядные способности к скульптуре. Томир стал любимым учеником Гудона, который намного позже, в 1795 году, напишет в Комитет общественного образования, что «ему нация обязана тем, что есть человек, способный поддержать искусство литья из бронзы, этот человек – Томир».

В 1772 году Академия присудила своему ученику золотую медаль с надписью «Томиру-скульптору». Однако эта профессия не давала необходимого заработка. Томиру пришлось обратиться к семейной традиции и освоить искусство декоративной бронзы. Его новым учителем стал Пьер Гутьер (1732-1813), роскошные бронзы которого украшали парадные интерьеры Версаля. Благодаря Гутьеру Томир овладел техникой бронзового литья и золочения, в которых ему не было равных. В 1776 году Томир получил звание мастера и открыл собственную мастерскую в предместье Сен-Мартен, где жил вместе с семьей. Именно здесь он выполнил по заказу Гудона статуэтку сидящего в кресле Вольтера, которая была эффектно представлена на Парижском Салоне 1779 года.

На иллюстрации: Парижский Салон 1779 года.

Известны отзывы критиков об этой статуэтке: «Вот где в настоящем его виде возрастает перед нами великий Фернейский старик; он закутан в халат, он вернулся с прогулки, он устал, он собирается спать – такова избранная художником бытовая сцена. Но, несмотря на его усталое тело, его мужественный дух и сардонический смех наглядно говорит о только что собранной им новой и обновленной жатве всего смешного и глупого – он смеется над дураками, попами и фанатиками и вот еще раз выставляет их на общее посмешище. В этой маленькой статуэтке, величиной меньше одного фута, более гениальности, чем во всех статуях наших великих людей»… Экземпляр статуэтки «Вольтер в кресле», выполненной в золоченой бронзе и представленной на Парижском Салоне 1779 года, в настоящее время находится в собрании Государственного музея (Рейксмюзеум, Rijksmuseum) в Амстердаме.

На иллюстрации: статуэтка «Вольтер в кресле». Собрание Рейксмюзеум, Амстердам.

При сравнении представленной статуэтки и статуэтки из собрания Рейксмюзеум обращают на себя внимание не только тождественность размеров, характер постаментов беловатого мрамора, но и ряд идентичных технических приемов исполнения, отчетливо видных в монтировке элементов царги кресла, крепежного винта у фронтального угла основания слева, незначительной разницы высот фронтальной и тыльной стороны основания и т.д.

Модель статуэтки будет являться основой для создания Гудоном двух мраморных статуй сидящего в кресле Вольтера. Считается, что мраморные работы также были выполнены Томиром. Одна из статуй, выполненная по заказу мадам Денни, была представлена на Парижском Салоне 1781 года. Денни Дидро, знаменитый французский философ, художественный критик Парижских Салонов, так отозвался об этой работе скульптора: «Эта мраморная статуя предназначалась для Французской Академии; но ныне, когда г-жа Дени Дювивье после своего замужества не поладила с сорока бессмертными, статуя будет украшать новый зал Комедии на улице Конде. Эта фигура крайне характерна. Однако позу нельзя признать удачной; ее простота лишена трогательности. Домашнее платье было бы уместнее, нежели пышные одеяния, но вряд ли шлафрок мог бы столь же удачно скрыть худобу восьмидесятичетырехлетнего старца. Почему на ногах его какие-то четырехугольные башмаки? Те, кто находит морщины и их линии ненатуральными, забывают, что такова действительность. Хотелось бы большей мягкости в очертаниях: линии морщин, глубоких или легких, всегда тоньше у края; пожалуй, для этого лица морщины слишком заурядны. Руки прекрасны».

Иной отзыв об этой статуе оставит спустя сто лет Огюст Роден: «Какая чудесная вещь! Это же подлинная насмешка! Слегка косящие глаза словно подстерегают противника. Острый, как у лисицы, нос просверливает вас насквозь, выискивая повсюду злоупотребления, – какой шедевр! С обеих сторон иронические складки. Вот-вот из него вырвется какой-нибудь сарказм. А глаза! Они все время мне вспоминаются. Они прозрачны. Они светятся».

В настоящее время скульптура украшает театр «Комеди Франсез»; в 1874 году по всенародной подписке была выполнена отливка статуи в бронзе и установлена на высоком мраморном пьедестале перед Политехнической школой в Париже.

Очевидно, в конце 1879 года Гудон послал российской императрице Екатерине II в качестве образцов два экземпляра отливки модели в золоченой бронзе. К этому времени имя Гудона было хорошо известно в России; с 1778 года им был уже выполнен ряд работ для императорского двора. В своем письме из Пскова 14 мая 1780 г. к барону Гриму, близкому знакомому Дидро, при посредничестве которого, вероятно, состоялся этот заказ, Екатерина II писала: «Я получила две статуэтки сидящего Вольтера, на одной из них значится, что она поднесена мне автором, другую я подарила г. Обер-Камергеру. Чтобы расплатиться, мне нужно послать Вам сто людовиков за сидящего Вольтера и 20000 ливров за будущую статую».

Работа над второй мраморной статуей Вольтера была завершена скульптором также в 1781 году и спустя три года, вместе с библиотекой философа, приобретенной Екатериной II у мадам Дени, прибыла в Россию. В письме к Гриму императрица писала: «Статуя Вольтера работы Гудона распакована и установлена в Утренней зале (в беседке парка близ озера); там ее окружают Антиной, Аполлон Бельведерский и много других статуй, модели которых привезены из Рима, но отлитых здесь. Когда входишь в эту залу, буквально захватывает дух и, о чудо! Гудоновская статуя Вольтера не проигрывает от такого окружения. Вольтер помещен здесь на хорошем месте и созерцает все, что есть прекраснейшего между древними и новыми статуями... С тех пор как там Вольтер, смотреть Утреннюю залу ходят караванами».

Статуя из Царского Села затем будет передана в Публичную библиотеку, а с 1887 статуя находится в собрании Государственного Эрмитажа.

В 1781 году Гудон выполнил статую сидящего в кресле Вольтера в терракоте, высотой 119,4 метра; в настоящее время этот экземпляр хранится в Музее Фабре в Монпелье.

Судьба присланных Гудоном в Россию золоченых статуэток сложилась иначе; их историю проследил известный исследователь русского искусства В. Верещагин. В 1852 г. одна из них за 100 рублей серебром была продана графу А.П. Шувалову, который завещал ее своей дочери М.А. Булычевой. После ее смерти владельцем статуэтки стал ее муж Н.И. Булычев. Фотография этой статуэтки была опубликована в 1907 году в журнале «Старые годы». Дальнейшая ее судьба неизвестна так же, как неизвестна дальнейшая история второй присланной в Россию статуэтки.

На иллюстрации: фотография статуэтки «Вольтер в кресле», опубликованная в журнале «Старые годы».

При сравнении представленной статуэтки с фотографией экземпляра Н.И. Булычева отчетливо видно, что обе отливки выполнены по одной модели. Характерна передача выразительной моделировки рук, обусловленной особенностями авторского оригинала – как известно, моделировка была выполнена Гудоном по посмертному слепку, снятому с рук великого философа на следующий день после его смерти. Этот гипсовый слепок с печатью скульптора хранится в музее французского города Анжер.

На иллюстрации: фрагмент руки статуэтки и фотография руки статуэтки из журнала «Старые годы».

Отправка двух статуэток в Россию во многом способствовала сложившемуся в научной литературе утверждению, что Гудоном было заказано Томиру именно два экземпляра отливки. В то же время, в некоторых публикациях количество отливок не указывается, упомянут лишь сам факт заказа. В настоящее время нет оснований считать, что Томир выполнил только два экземпляра отливки; кроме того, известны предположения, что Гудоном было выполнено несколько вариантов модели статуэтки сидящего Вольтера – один из них в настоящее время хранится в коллекции Музея Метрополитен в Нью-Йорке (The Metropolitan Museum of Art), Acc. No. : 52.211 Модель в тонированном гипсе, размер 35,5 х 12,7 х 18,4; надпись на фронтоне VOLTAIRE, авторская маркировка HOUDON 1778. Модель поступила в музей в 1952 г. как дар от неизвестного лица.

При практически полном совпадении композиции, видны незначительные расхождения в моделировке и трактовке формы подлокотников кресла. Анализ особенностей исполнения представленной статуэтки – детальная формовка и отливка отдельных элементов (детали кресла у подлокотника), ювелирная прочеканка бронзовой поверхности, тональность золотой амальгамы, а также сравнение с ранними произведениями Томира, позволяют сделать вывод о том, что статуэтка была выполнена в его мастерской по авторской модели Гудона в 1778 году.

Эту статуэтку по праву можно считать раритетом, представляющим особую художественную, историко-культурную ценность. Следует отметить, что в последней четверти XIX века скульптура «Вольтер в кресле» исполнялась на предприятии знаменитого парижского бронзовщика Фердинанда Барбедьенна (Ferdinand Barbedienne, 1810-1892). Как следует из прейскуранта предприятия, изданного в конце XIX века, модель представляла собой редукцию мраморной скульптуры, установленной в театре Комеди Франсез. Модель предлагалась к исполнению в шести размерах и только в патинированной бронзе. Именно такой экземпляр был использован для отливки статуэтки в чугуне на Каслинском чугунолитейном и железоделательном заводе в начале ХХ века.

Автор – эксперт по культурным ценностям МК РФ, кандидат исторических наук Л.А. Дементьева.

Статья любезно предоставлена Центром художественной экспертизы имени И.Е. Репина.

Список источников

Reau L. Houdon. Paris, 1965. Vol. 1—2.

J. Niclausse. Thomire. Fondeur-Ciseleur (1751-1843) Sa vie-Son oeuvre. Paris 1947

В. Верещагин. Произведения Гудона в России. Старые годы. СПБ. 1907. Июнь. СС.333-341

Декоративная бронза Пьера - Филиппа Томира. (1751-1843). Каталог выставки. Л. 1964

Арнасон Г. Г. Скульптура Гудона. М., 1982

Денни Дидро. Салоны. М. 1989. Т.2. С.323

Bronzes d’art F. Barbedienne. Paris. Abage Publishing Co. P. 40

Художественное литье XIX-ХХ веков в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Каталог. Авторы-составители О.П. Губкин, Г.П. Шайдурова

Екатеринбург.2005. С.53

Н.Я. Эйдельман. Мгновенье славы настает (1789-й). М. 1989

Д.К. Самин. 100 великих памятников. М. 2009. С.120