Поставщики двора: Клингерт, Морозов, Рюкерт и другие

Опубликовала
Елизавета Боровикова, Антикварус
Список специализаций
Серебро
Переключить стиль просмотра
Переключиться в «светлый» режим просмотра

Читайте первую часть статьи здесь.

Никольс и Плинке - самая крупна фирма по производству предметов роскоши до появления Фаберже. Она открылась в 1829 году, когда англичанин Чарлз Никольс стал партнером мастерской Вильяма Плинке, работавшей с 1815 года. Успех фирмы частично обеспечивало производство весьма популярных копий серебряных изделий, ввозимых из Англии. В 1852 году они выполнили заказ на сорок кофейных наборов для двора Николая I (1825-1855) и сотни других предметов, заказанных для расширения уже существующих императорских сервизов.

Кофейный сервиз, созданный в 1890-е годы, демонстрирует изысканность обработки серебра в этот период. Хотя предметы украшены орнаментальным декором, сохраняется приятный баланс между декорированными и недекорированными поверхностями, и простая красота полированного серебра создает контраст текстур.

Фирма Морозова, основанная в 1849 году Иваном Евдокимовичем Морозовым, по большей части перепродавала серебряные изделия других производителей. Однако сам Морозов был золотых и серебряных дел мастером, чья мастерская считалась одной из самых искусных в Москве. В 1884 году она получила статус поставщика серебряных и эмалевых изделий для императорского двора. Произведения Мрозова отличают неклассическая элегантность и сдержанность и напоминают работы великого английского мастера Пола Сторра (1771-1844).

Эта изящная чайница, на четырех сторонах которой чернью выполнены виды Кремля, - характерный пример изделия Василия Семенова. Он основал свою мастерскую в 1852 году. Фирма, которая продолжала работать до первых десятилетий XX века, прославилась благодаря украшенным чернью изделиям. Чернь - это сплав меди, серебра, свинца и серы, которую после переплавки измельчали в порошок и втирали в выгравированный на полированном серебре или золоте орнамент. Во время обжига порошок плавился и превращался в подобие черной эмали, которая резко выделяла рисунок на серебряной или золотой поверхности. Эта техника пришла из Византии. Однако уже около 1125 года немецкий монах-бенедиктинец Теофил называет ее русской в своем трактате “О различных искусствах”. На протяжении последующих веков чернь прочно ассоциировалась с русским золотым и серебряным делом, она сыграла большую роль в возрождении традиционного стиля в XIX веке.

Еще один выдающийся ювелир и серебряных дел мастер, Павел Акимович Овчинников, основал фирму в Москве в 1853 году. Он первым из производителей серебра обратился к псевдорусскому стилю. В 1868 году, почти за двадцать лет до Фаберже, его фирма получила звание поставщика императорского двора и право клеймить изделия изображением двуглавого орла.

Позолоченная братина (лот одного из прошедших аукционов дома “Русская эмаль”) демонстрирует искусное сочетание техники горячей эмали с традиционной русской формой.

В 1866 году свою фирму в Москве открыл Густак Клингерт. Клингерт специализировался на изделиях с эмалью в традиционном стиле, его орнаменты напоминают средневековые геометрическое мотивы. Сервиз для чая и кофе из четырех предметов, украшен полихромной эмалью и вставками из слоновой кости. Он соответствует тем эстетическим качествам, за которые жюри Всемирной Колумбовой выставки в Чикаго 1893 года признала Клингерта одним из важнейших участников.

Петербургская фирма Грачева, основанная Гавриилом Петровичем Грачевым (ок. 1830 - 1873) в 1866 году, прославилась работами в разных стилях, таких как необарокко, неоклассицизм и модерн, а также скульптурой из серебра. Фирма братьев Грачевых (это название она получила, когда сыновья Гавриила Петровича унаследовали его дело в 1873 году) получила титул поставщика императорского двора в 1896 году и продолжала производить изделия из золота, серебра и эмали до 1917 года.

Имя Федора Рюкерта - одно из величайших в истории русского эмалевого серебра.

Чаша для пунша с черпаком, украшенная позолотой и полихромной эмалью, отражает творческие и технические аспекты его работы. Яркие изображения медведей, птиц, радостных богатырей символизируют тоску по недостижимому “русскому миру”, которая была важной частью аристократической культуры конца XIX века. Рюкерт начал работать до 1890 года и, хотя он продавал большую часть продукции через Фаберже, иногда работы уходили напрямую клиентам или через другие фирмы.

Многие производства были основаны в самом конце XIX века. Это фирмы Федора Лорие (основана в 1871 году) и Ореста Курлюкова (основана в 1884 году), прославившиеся работами в псевдорусском стиле. С 188 по 1897 годы работала мастерская Ивана Салтыкова, который создавал предметы с расписной и горячей эмалью удивительно ярких цветов. Петербургская фирма Карла Хана (1836 - 1903), была основана в 1890 году и перешла к его сыну Дмитрию Карловичу (умер в 1911 году). Фирма изготовляла предметы роскоши из золота, серебра и гильошированной эмали.

Помимо этих и других мастеров (таких как москвичи Ольга Мухина (работала около 1895 года) и Антип Иванович Кузьмичев), в 1890-х годах в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве работали небольшие объединения мастеров, известные как артели. Каждая артель работала в определенном стиле. Например, Шестая московская артель создавала предметы, полностью покрытые горячей эмалью оливкового, синего и кремового цветов, а горячая эмаль Одиннадцатой и Двадцатой артелей выполнена в стиле модерн: треугольные и прямоугольные ячейки сочетаются со спиралями, завитками и другими традиционными мотивами. Для Одиннадцатой артели характерны мягкие акварельные оттенки, а Двадцатая больше тяготеет к разновидностям синего.

Несмотря на красоту изделий, о членах артелей известно очень мало. Среди московских и петербургских мастеров серебряного дела XIX века есть такие, которые известны нам только по клеймам, регулярно встречаемых на предметах. В этой области остается большое пространство для исследований.


Великолепие изысканных оттенков русской эмали XIX века вызывает в памяти высказывание британского дипломата лорда Фредерика Гамильтона (1856-1928), который работал в Санкт-Петербурге в 1880-х годах. Он писал: “Чтобы понять русский менталитет, необходимо помнить, … что Россия не самая восточная точка западной цивилизации, а самый западный форпост Востока”. С начала правления Николая I в 1825 году русские золотых и серебряных дел мастера дали волю восточной экстравагантности. И хотя все эти мастера ушли в небытие вместе с Российской империей, в их работах, к счастью, сохраняется их роскошное наследие.

Перевод: Елизавета Боровикова

Оригинал