Клоуны в коллекции фарфора Royal Doulton

Клоун с его нелепым сценическим костюмом и ярким макияжем – кто не любит этого циркового персонажа? Трюки и выходки клоунов на протяжении веков веселят и забавляют публику, а художники Royal Doulton запечатлели их в чудесных фарфоровых фигурках, на которые нельзя смотреть без улыбки.

Опубликовала
Валерия Горькова, Антикварус
Список специализаций
Фарфор и фаянс
Переключить стиль просмотра
Переключиться в «светлый» режим просмотра

Клоун с его нелепым сценическим костюмом и ярким макияжем – кто не любит этого циркового персонажа? Трюки и выходки клоунов на протяжении веков веселят и забавляют публику, а художники Royal Doulton запечатлели их в чудесных фарфоровых фигурках, на которые нельзя смотреть без улыбки.

Многие думают, что клоуны появились вместе с шапито; на самом деле они родились за несколько веков до возникновения циркового искусства – паяцы, джеки пудинги, весёлые эндрю. Слово «клоун» появилось только в XVI веке.

Во время правления Елизаветы из Италии в Англию пришёл новый типаж клоуна – дзанни, забавные герои итальянских комедий масок (производное от распространенного в Италии имени Джованни, аналог русского Ваньки-дурака). Название «дзанни» было общим для всех персонажей комедии масок – для неловкого Панчинелло (мистер Панч), шутника Арлекина, изворотливого Педролино (Педро) и других. Несмотря на то что комедийным героям часто приходилось терпеть побои, они были призваны не печалить, а веселить толпу; обыкновенно к концу представления дзанни умудрялись лихо разделаться со своими господами-обидчиками.

В XVIII веке герои комедии масок переместились в так называемые арлекинады, или пантомимы, новый вид театрального представления. Славу шута-арлекина вскоре перетянул на себя английский клоун. Это случилось благодаря Джозефу Гримальди, которого называют отцом современной клоунады. Гримальди родился в 1778 году, ребёнком уже играл в театре, но свой талант актера-комика показал только в 22 года, получив роли Панча и Клоуна в Королевском театре «Друри-Лейн». Джозеф покорил публику невероятной энергичностью и задором. Многие из знаменитых трюков Гримальди можно до сих пор увидеть в исполнении современных цирковых клоунов, которых в его честь стали называть «джоями».

Клоун Гримальди носил цветастые мешковатые костюмы, украшенные рюшами, и рисовал на выбеленном с помощью грима лице геометрические фигуры. (Похожий макияж, но без белил, присутствует у «Рыжего клоуна» (1937) и «Белого клоуна» (1951) на кувшинах Гари Фэнтона).

В те времена, когда Гримальди развлекал публику в театре, цирк только зарождался. Это искусство эксцентрических зрелищ создал отставной сержант-майор Филипп Эстли. Вначале он показывал конные представления на поле. Затем появился его «Королевский амфитеатр искусств». Артисты в нём пели и показывали пантомиму на круглой сцене. Такая форма представлений быстро приобрела популярность. По всей Европе стали появляться цирковые труппы, которые выступали в стационарных помещениях или шатрах. Комический элемент в представления вносили клоуны наездники-акробаты. Большой популярностью пользовался французский цирковой артист Жан-Батист Ориоль. Его коронным номером было сальто, которое он крутил, выпрыгивая из ботинок и возвращаясь в них.

Образ клоуна-акробата воссоздал в фарфоровой фигуре дизайнер Дуглас Тутл. Это клоун в стиле Пьеро, мастерски балансирующий в положении вниз головой на ярком цветном шаре. Тутл учился выполнять акробатические трюки с самого детства; это было обязательным условием для всех, кто стремился к высокому уровню мастерства.

(На иллюстрации, слева направо: "Клоун-акробат", "Партнёры", Клоун". Статуэтки доступны по запросу)

Популярностью пользовались не только комики-акробаты, но и клоуны, работавшие в паре с животным. Перед ними стояла сложная задача – обучить помощников делать комичные ошибки. Особенно отличился в этом цирковой артист Дуров. Он выступал на арене со свиньей, которую научил подражать военным. В результате и Дуров, и его свинья были изгнаны из Германии… за государственную измену.

Когда-то клоуны выбирали в качестве партнеров по сцене именно свиней. В наше время признанными любимцами комиков-дрессировщиков стали морские котики. Одна из забавных фигурок Алана Масланковски «Партнёры» изображает клоуна, который дирижирует сонным котиком во время музыкальной интерлюдии.

С наступлением 1890-х клоуны, выступающие с животными, и комики-акробаты уступили место героям клоунады, которые хорошо знакомы нам сегодня – Белому клоуну и Рыжему клоуну, которого ещё называют «глупый Август». Считается, что неуклюжего Августа придумал Том Беллинг, немецкий акробат и клоун-музыкант. Однажды, будучи пьяным, Беллинг во время номера сбился и запутался в канатах. А после этого стал глупо ухмыляться и кривляться, глядя на публику. Зрители, приняв его ужимки за специально задуманную сценку, стали восторженно скандировать «Август!», что значило «Идиот!» На следующий день Беллинг сделал себе красный нос, надел костюм на несколько размеров больше и повторил вчерашнюю «сценку».

Нерасторопный комичный Август или, как называют его у нас, Рыжий клоун, стал мишенью для розыгрышей, чудаком, который постоянно попадает в передряги. Этот персонаж превратился в неизменного любимца публики, которая отдаёт ему свои сердца уже много лет. Фигурка Билла Харпера «Клоун», созданная между 1979 и 1988 гг., выразила все отличительные черты Рыжего: расплющенную шляпу, мешковатую одежду, огромные ботинки, красный нос. Гротескный макияж был придуман французским клоуном Альберто Фрателини, который рисовал себе широкие чёрные брови и выбеливал лицо вокруг рта и глаз.

Дизайнеры Doulton создали кружки «Тоби» и рекордное количество фигурок и кувшинов с изображением клоунов. Причудливый грим клоуна можно увидеть на «Тоби»-кувшине Стана Тэйлора «Клоун»: большие алые губы, яркие рыжие брови, красный нос на совершенно белом лице и две черные «слезинки» на щеках, – последний штрих, позаимствованный у вечно влюблённого Пьеро.

(На иллюстрации: Тоби кружки. Кружки доступны по запросу)

Еще один яркий клоун представляет работу дизайнера Роберта Таббенора. Он застыл с ведром воды, глядя на толпу в поисках одобрения. Это модель «Опрокинет или нет?». Глядя на него, кажется, что он всё-таки опрокинет ведро. Тем временем к своему коллеге подкрадывается Рыжий клоун в огромных ботинках, спрятав за спиной кисть с капающей краской. Перед вами модель Адриана Хьюза «На цыпочках». Но «Торопливый клоун» дизайнера Мэри Николь уже предупрежден публикой. Вооружившись ведром и кистью, он приготовился драться красками.

(На иллюстрации, слева направо: "Торопливый клоун", "Опрокинет или нет?", "На цыпочках". Статуэтки доступны по запросу)

Рыжий клоун по традиции всегда работает вместе с Белым клоуном. Последний, как говорят, появился в XVII веке в Париже. «Прародителем» его стал французский пекарь Грос Гилуа, который во время своих выступлений на ярмарках забавлял народ белым от муки лицом. Позже Белый клоун перекочевал на сцену французского театра. Именно этот типаж вдохновил художника Бена Блэка на создание серии коллекционных тарелок «За маской», представленной в 1984 г. В неё вошли четыре яркие работы: «Рассмешите меня», «Окрашенные чувства», «Серенада Менестреля», «Представление для души».

(На иллюстрации, слева направо: "Джокер", "Клоун с воздушными шарами". Статуэтки доступны по запросу)

Английская интерпретация остроумного элегантного Белого клоуна запечатлена в фигурках Билла Харпера «Клоун с воздушными шарами» и Мэри Николь «Джокер». Белый клоун – это всегда умный персонаж. Рыжему так и не удаётся вылить ему на голову ведро воды или залепить в лицо пирогом с кремом. Опрятный костюмчик Белого так и остается чистым в течение всего представления, несмотря на все усилия Рыжего.

Трюки и выходки колоритных смешных персонажей на протяжении веков веселят и забавляют публику, а художники Royal Doulton запечатлели их в чудесных фарфоровых фигурках, на которые нельзя смотреть без улыбки.

Текст предоставлен интернет-галереей классического фарфора Art space.

При полном или частичном использовании статьи ссылка на источник обязательна.