Фарфоровая мануфактура Гарднера

Опубликовала
Елизавета Боровикова, Антикварус
Список специализаций
Фарфор и фаянс
Переключить стиль просмотра
Переключиться в «светлый» режим просмотра

История фарфорового производства в России началась с основания Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге в 1744 году. Это была третья фабрика, изготовлявшая настоящий фарфор в Европе, после заводов в Мейсене (1710) и Вене (1718).

Декоративная тарелка Гарднер с пасторальным пейзажем. В магазин.

ИФЗ производил фарфор только для императорского двора, поэтому даже дворяне были вынуждены заказывать посуду и предметы интерьера на Мейсенской фабрике. Первое частное фарфоровое производство появилось в России лишь два десятилетия спустя. После нескольких неудачных попыток русских предпринимателей английский банкир Фрэнсис Гарднер открыл свою мануфактуру.

Хотя у многих русских купцов был солидный денежный капитал, они не могли найти опытных мастеров фарфорового производства. Имя технолога, который работал на Гарднера, до сих пор точно не известно. В архивных документах упоминается арканист, человек, который знает секрет изготовления фарфора, по имени Иоганн Миллер.

Сам Гарднер приложил немало усилий, чтобы научиться секретам ремесла. Он путешествовал по Российской империи в поисках высококачественных материалов для производства фарфора - каолина и кварца. 24 февраля 1744 года он получил особое разрешение на открытие фарфоровой фабрики от Мануфактур-коллегии. С этой даты начинается история мануфактуры Гарднера, расположенной недалеко от деревни Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии.

Уже в XVIII веке фабрика Гарднера соперничала с Императорским фарфоровым заводом в качестве и изысканности продукции. Когда в XIX веке по всей России открылись новые фарфоровые мануфактуры, фабрика Гарднера стала эталоном для них.

Сахарница Гарднер с цветочным декором и позолотой. В магазин.

Фрэнсис Гарднер начал с изучения производств крупнейших европейских фабрик. Понимая, что лучше всего производить предметы, которые уже доказали свою жизнеспособность на европейском рынке, он отправил старшего сына в Европу, чтобы тот собрал лучшие образцы немецких и французских заводов. Чтобы воспроизвести их в России, было необходимо хорошо организовать производство, найти качественные материалы и квалифицированных мастеров. В архивных документах упоминается множество учеников, которых помещики отправляли учиться на мануфактуру Гарднера.

Художников на заводе Гарднера обучал мастер по имени Иоганн Кестнер, которого специально пригласили на мануфактуру в первой половине 1770-х годов. Как главный художник мануфактуры Кестнер выполнял важнейшие заказы. Его самая известная работа - маленький сервиз из пяти предметов, на котором изображены сюжеты русско-турецкой войны (1768-1774). Хотя этот камерный набор нельзя сравнить с огромными сервизами Императорского завода, это было первое изделие русского фарфора, декор которого посвящен политической тематике.

Иоганну Кестнеру также приписывается роспись сервиза с монограммой EW (1770-е гг.). Форма и декор предметов тяготеют к французскому стилю рококо, который повлиял на многие фарфоровые изделия XVIII века. Узор выполнен при помощи лиловой глазури и позолоты. Легкая и артистичная манера рисунка выдает руку выдающегося мастера росписи фарфора.

Мануфактура Гарднера также производила предметы для каждодневного использования. Чайные сервизы, суповые и плоские тарелки, супницы, чайники, пиалы и другие предметы для сервировки стола обычно расписывали цветочными композициями.

Подсвечник Гарднер в стиле модерн. В магазин.

К середине 1770-х годов фабрика Гарднера привлекла внимание императорского двора. Решение подарить Екатерине II сервиз Кестнера с аллегориями русско-турецкой войны, вероятно, помогло завоевать расположение императрицы. В 1777 году мануфактура Гарднера получила заказ на три больших Орденских сервиза, посвященных орденам Св. Георгия, Св. Андрея Первозванного и Св. Александра Невского. Несколько позже фабрика получила заказ на сервиз ордена Св. князя Владимира.

Каждый сервиз насчитывал до полутора тысяч предметов разного назначения, разных размеров и форм. Для сравнения, Императорский фарфоровый завод начал работать с такими масштабными заказами только в 1780-х годах. Фабрика Гарднера сумела завершить заказ вовремя и создать четыре восхитительных сервиза, которые вплоть до Революции использовали на ежегодных банкетах в честь кавалеров соответствующих орденов.

Сотрудничество с императорским двором не ограничилось созданием Орденских сервизов. В 1782 году Екатерина Великая заказала шотландскому архитектору Чарльзу Камерону проект загородной резиденции для своего сына и наследника Павла. Мебель, светильники, декоративные вазы, столовое серебро и посуда были заказаны у лучших русских и европейских производителей, в том числе и у Гарднера.

Заказы двора повысили статус фабрики Гарднера, привлекая богатых покупателей. Между 1782 и 1785 годами мануфактура получила заказ на создание больших сервизов для графа Захара Чернышева, генерал-губернатора Москвы, и графа Ивана Безбородко, младшего брата канцлера и дипломата Александра Безбородко.

Чайная пара Гарднер с цветочным декором. В магазин.

Большинство частных заказчиков хотели сервизы с собственными инициалами. Монограммы, родовые гербы и вензеля включали в орнаментальный декор и часто сопровождали надписями с именем владельца. Качество материалов, сложность росписи и квалификация мастера, которому поручали заказ, часто зависели от достатка заказчика. Скромные предметы для частного пользования украшали просто - монограммой под короной или гербом, оплетенной двумя лиловыми веточками, которые были перевязаны лентой внизу.

Один из первых отчетов, поданных в Мануфактур-коллегию, описывает работу фабрики Гарднера. Ассортимент продукции включает фарфоровые скульптуры, которые фабрика производила на протяжении всего существования. Скульпторы Гарднера начинали с копирования немецких образцов. Русские реплики, такие как Охота на кабана (1790-е гг.), были очень похожи на оригиналы. Некоторые детали были искусно изменены, чтобы сделать европейские изделия более понятными для российского покупателя. Например, в скульптуре “Девушка с корзинами цветов” цветы заменили на грибы и яблоки.

Мануфактура Гарднера быстро реагировала на смену мод, что объясняет успех ее продукции. Скульптурная посуда, традиции которой восходят к античности, стала популярной в 1780-х годах. Гарднер производил кружки в форме голов турок и турчанок, эксплуатируя интерес к востоку, возникший после победы над Турцией в 1774 году. Другой категорией фигурной посуды были английские кружки Тобби в виде полного человека в треуголке. Фабрика Гарднера произвела немало таких кружек в период с 1780 по 1830 гг.

Работа скульпторов мануфактуры не ограничивалась изготовлением фигурной посуды и статуэток. Одна из самых интересных отличительных черт Гарднера - это лепные детали: навершия крышек в виде распускающихся бутонов, белочек с орехом (на креманке из Георгиевского Орденского сервиза), кувшинов со стекающей водой; цветочные венки на кружевных корзинках, лавровые гирлянды на креманках.

Новая глава в истории завода Гарднера началась в первые годы XIX века. Победа в Отечественной войне с Наполеоном в 1812 году вызвала подъем национально-патриотических чувств и интерес к жизни простого народа. Эта тенденция нашла отражение во всех видах искусства. Гравюра была главным источником вдохновения для мастеров Гарднера, которые использовали гравюры серии “Волшебный фонарь” (1817-1818) для создания самой популярной линейки скульптур. Фигуры мастеровых, торговцев, слуг и крестьян часто снабжали мельчайшими деталями: ведрами на коромыслах доярок, тряпьем старьевщиков и чайниками торговцев сбитнем.

Чайная пара Гарднер с геометрическим орнаментом. В магазин.

Важнейшим декоративным элементом гарднеровских скульптур была роспись. Сарафаны, военную форму, одежды крестьян расписывали синим или зеленым, не пытаясь передать реальную текстуру ткани. Иногда для украшения одежды и деталей скульптур использовали позолоту.

Пропорции фарфоровых скульптур диктовал классицизм. Пропорции фигурок были более стройными, чем у их гравированных прототипов. Фигурки из серии “Волшебный фонарь” были очень популярны, их производили до 1830-х годов. У более поздних скульптур появились рокайльные фигурные постаменты.

Многие скульптурные образцы Гарднера копировали мастера гжельских частных заводов, расположенных недалеко от Москвы. Сама фабрика Гарднера тоже копировала образцы других производителей. Скульптуры “Конькобежцы” и “Водоноска” сделаны по мотивам изделий Императорского фарфорового завода.

Автор “Водоноски” - Степан Пименов, профессор Императорской академии художеств и главный художник ИФЗ. Фигурка девушки, одетой в похожий на античную тунику сарафан, воспроизводилась в двух вариантах: в темно-красном и синем сарафане. Это изображение русской крестьянки, вдохновленное картинами Алексея Венецианова, послужило образцом для целой серии скульптур фабрики Гарднера. Гарднеровская версия “Водоноски” сохраняет пропорции и классическую стройность оригинала. Наклон головы и положение рук изменены, а коромысло заменили другими атрибутами крестьянской жизни.

Императорский фарфоровый завод славился удивительными вазами. Хотя в этой области мануфактура Гарднера не пыталась соревноваться с ИФЗ, она представила крупную вазу-амфору с изображением Большого театра на первой Промышленной выставке в Санкт-Петербурге в 1829 году. Ампирная форма и львиные головы на ручках перекликаются с вазой, созданной Андреем Воронихиным для Императорского завода. Тулово вазы позолочено, а миниатюрные пейзажи заключены в прямоугольные резервы, что характерно для этого периода. Ваза “Большой театр” привлекла внимание посетителе выставки и стала подтверждением высокого качества производства мануфактуры Гарднера.

Чайные пары Гарднер с флоральным декором. В магазин.

Позолота играла большую роль в декорации фарфоровых изделий первой трети XIX века. Орнаментальный декор и картуши украшали золочением, позолотой подчеркивали детали или покрывали всю поверхность предметов. Самыми популярными элементами ампирного декора были пальметты, листья аканта, розетки, арматура и лиры.

Цветное крытье, синее или зеленое - одно из важнейших достижений фарфорового дела первой трети XIX века. Кобальтовое крытье особенно красиво. Кобальтовый состав обычно наносили, прежде чем покрыть предмет глазурью. Для достижения ровного тона по всей поверхности изделия требовалось большое мастерство.

Мастера Гарднеровской мануфактуры хорошо владели разными техниками декора изделий. Помимо надглазурной и подглазурной росписи, они умели наносить переводные рисунки (деколь), цветной люстр, рельеф. Мотивы декора были разными. Особенно популярны были портреты современников, знаменитостей, героев Отечественной войны, дети, образы из книг и модных журналов. На тарелках и сувенирных чашках часто изображали виды Москвы, Петербурга, Парижа. Работы старых мастеров также копировали на фарфоре.

Фабрика Гарднера также производила предметы с военными мотивами. В отличие от изделий Императорского завода, изображения на которых вдохновлены альбомами с изображениями русской военной формы, композиции Гарднера изображали казаков, нарисованных с натуры. Прототипами служили гравюры французских художников, работавших в России в конце XVIII - начале XIX века.

Жанровые композиции изображали романтизированные сцены из жизни крестьян и разных народов. В эпоху классицизма были популярны мифологические сюжеты.

Фруктовница Гарднер с декольным декором. В магазин.

В 1830-х годах классицизм сменился историзмом, который породил формы и сюжеты, вдохновленные искусством прошлого. В изделиях Гарднера отразился интерес к готике, характерный для эпохи романтизма. Готические мотивы часты в декоре изделий этого периода. Множетво предметов - вазы, бутыли, ароматницы - повторяли формы готических часовен и башенок.

Стиль рококо лучше других стилей прошлого подходил для украшения фарфора. Хотя “второе рококо” XIX века сохранило элементы оригинального стиля (пластически сложные формы и силуэты, произвольно изогнутые волюты), ему не хватало легкости и изящества, присущего стилю XVIII века.

Фабрика Гарднера также производила фарфор в стиле шинуазри, используя мотивы и формы восточного фарфора.

В XIX веке фабрика Гарднера продолжала получать заказы от императорского двора. В 1860-х годах мануфактуры воссоздавала утраченные предметы для сервизов, сделанных на Императорском заводе. Однако к концу 1880-х годов завод перестал приносить прибыль, а в 1892 году был продан Матвею Кузнецову.

Полоскательница Гарднер с кобальтом и позолотой. В магазин.

После Революции фабрика была национализирована и переименована в Дмитровский фарфоровый завод “Вербилки”. Завод производил массовые изделия, а также уникальные высококачественные предметы, которые были отмечены золотой медалью на Международной выставке в Париже в 1937 году и серебряной - в Брюсселе в 1958-м.


После распада СССР заводу было возвращено оригинальное имя Гарднер.